Вы здесь
С высоты 10 тыс. м Кипр совершенно не кажется привлекательным местом - забытый богом кусочек суши в бескрайнем море. Но как только самолет снизится, очертания населенных пунктов станут различимы, а краски ярче, диковинная средиземноморская застройка мгновенно притянет внимание и не отпустит до самого приземления.
Дороги Кипра
У того, кто раньше бывал в Крыму, уже через несколько минут пребывания на острове неизбежно появится ощущение некого дежавю. Кипрские пейзажи, горы, поля становятся до боли знакомыми. Ни дать ни взять — всесоюзная здравница! И от этого ощущения трудно избавиться. Единственное, что отличает эти два места, — состояние дорог. Они практически идеальны. Причем дело не столько в асфальте, сколько в оформлении самого полотна. Например, тумбы, разделяющие транспортные потоки магистралей, являются цветниками (это не МКАД и его бетонные отбойники), не говоря про освещение на всем протяжении трассы. Нашим автолюбителям, желающим прокатиться по острову, придется забыть о том, что такое дальний свет, и сосредоточиться на праворульном вождении.
Организация движения досталась киприотам от бывших колонизаторов — англичан, инфраструктура тоже, и, к чести местных властей, ее поддерживают в приличном состоянии. Конечно же, здесь нет такого транспортного потока, как в Москве, да и в том же Крыму он, наверное, поинтенсивнее. Тем не менее туристов обслуживают на европейском уровне. Если говорить об инфраструктуре в целом, то на дороге постоянно встречаются торговые и развлекательные центры, а рекламные плакаты настойчиво зазывают сыграть в боулинг или гольф и даже половить лягушек (не в прямом смысле, конечно, а отдохнуть в аквапарке).
Не только туризм
Складывается такое впечатление, что все города Кипра ориентированы на отдых и развлечения. Это, собственно, не противоречит истине, ведь туристическая отрасль является одной из основных в экономике государства. Между тем здесь ведут интенсивное строительство жилых и коммерческих объектов, что также приносит неплохие дивиденды.
Характерно, что промышленные предприятия, как правило, вынесены за пределы города и редко нарушают идиллию курортного образа жизни.
Высотных зданий здесь тоже практически нет. Испокон веков на острове действовало ограничение по высотности — не более пяти-шести этажей. Это связано с сейсмической обстановкой, которая редко, но преподносит сюрпризы киприотам. Впрочем, местных жителей возможные катаклизмы уже давно не пугают. Во всяком случае за последние годы жертв и разрушений на Кипре не наблюдалось. Однако при строительстве учитывают любые риски, тем более такие. Неслучайно основание высоток укрепляют по всем современным правилам и стандартам. Естественно, это дополнительные расходы для девелоперов и более высокая цена 1 кв. м, но уникальные и пока эксклюзивные видовые характеристики квартир, наверное, стоят того.
Преимущества Кипра для россиян
У Кипра есть ряд преимуществ перед другими курортными странами:
- прямое сообщение с Москвой (3,5 часа на самолете);
- возможность получить паспорт Кипра через инвестиции (с марта 2014 года);
- теплый средиземноморский климат;
- упращенный визовый режим с РФ;
- договор с Россией об избежании двойного налогообложения;
- стабильная экономика и низкий уровень безработицы;
- самый низкий в Европе уровень преступности.
Деловое настоящее и будущее Кипра
Лимасол не только законодатель моды в городской застройке, но и надежда всей экономики Кипра. В 100 км от города были разведаны огромные морские месторождения нефти и газа. По оценкам экспертов, они составляют от 5 до 8 трлн кубометров. Существует реальная возможность стать крупным экспортером энергоресурсов. Так что будущее острова видится властям и деловому сообществу весьма заманчивым. Но даже сейчас уровню жизни киприотов можно позавидовать.
По мнению аналитиков, несмотря на негативные последствия кризиса, на Кипре наблюдаются относительно высокие темпы роста экономики, а государственный долг меньше, чем у многих других стран Евросоюза.
Впрочем, настоящий источник столь достойной жизни кроется в трудолюбии народа. Взять, к примеру, сельское хозяйство. Отношение к земле по российским меркам здесь просто фантастическое. При достаточно скудной растительности и пересеченной местности Южного Кипра (равнина практически отсутствует) фермеры умудряются извлечь максимум пользы из каждого отвоеванного у гор клочка территории. Строят террасы, осваивают любую подходящую для возделывания площадку. Это тяжелый труд. Но им хватает упорства. Живут фермеры не в курортной зоне, а ближе к горам. Строят свои просторные дома обособленно, на приличном расстоянии от соседей и возделывают небольшие, в основном каменистые поля, разводят скот. В особом почете козы. Два основных ингредиента известного салата — козий сыр и оливки — являются национальными продуктами.
Конечно, теплый климат (даже в декабре здесь 16-18 С, не говоря уже о других месяцах), солнце, которое светит 350 дней в году, — все это способствует динамичному развитию сельского хозяйства. Достаточно сказать, что на острове снимают по три урожая картофеля за сезон. То же относится и к томатам, не говоря уж про всяческие салаты. Термин «экологически чистые продукты» здесь не употребляют, потому что все продукты чистые. Других не выращивают и не едят. Виноградники, оливковые, цитрусовые и даже банановые рощи — гордость местных жителей.