Вы здесь
Модернизация российской экономики настоятельно требует ведения активной промышленной политики. Для руководителей среднего и высшего звеньев, реализующих ее на практике, представляют определенный интерес ее генезис и эволюция. Их изучение позволит прежде всего избежать тех ошибок, которые имели место в недалеком прошлом. Гипертрофированная структура промышленности, ее инновационная невосприимчивость и многие другие пороки — это результат неправильной промышленной политики, грубых просчетов и откровенной маниловщины, присущей этапу рыночного романтизма. Именно поэтому изучение и обобщение исторического опыта управления экономикой — залог эффективного менеджмента в настоящем и будущем.
Наряду с отраслевыми составляющими экономической политики в специальной литературе говорится об инновационной, инвестиционной, структурной и других ее видах. Назовем их функциональными. Экономическая политика в целом - это вмешательство государства в экономические процессы, создание рамочных условий хозяйствования для субъектов рыночной экономики. Эти действия могут носить отраслевой и функциональный характер. Например, действия государства по структурной перестройке носят межотраслевой характер, касаются не только промышленности, но и всех отраслей экономики. Или возьмем инновационную политику, которая также носит межотраслевой характер.
Все это дает основания для разграничения отраслевых и функциональных составляющих экономической политики, однако первые и вторые органически взаимосвязаны. В экономической политике, как ни в одной из других сфер деятельности, важна комплексность и синхронность проводимых государством мероприятий. Не случайно академик А.Н. Некипелов считает структурную политику частью промышленной. Дело в том, что значение промышленности для развития других отраслей экономики трудно переоценить. Все машины и механизмы производятся в промышленности. Материальнотехническая база любой отрасли национальной экономики — результат деятельности промышленности, ее хозяйственных звеньев.
Промышленная политика на различных этапах общественного развития неодинакова. В годы НЭПа, например, промышленная политика была направлена на расширенное воспроизводство. Я.С. Розенфельд писал: «Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая дает больше, чем поглощает. В 20-е годы ХХ века промышленная политика была направлена на восстановление заводов и фабрик, создание в госпромышленности прибавочной стоимости».
В годы Великой Отечественной войны главной задачей промышленной политики стал перевод на военные рельсы всей индустрии, подчинение ее нуждам фронта. В этих условиях изменилась система премирования и стимулирования, планирования и оценки деятельности. Жесткий централизм и ограничения в области распределения сопровождались мобилизационными мерами по многим направлениям промышленной политики.
Периодизация этапов экономического развития, а значит, и реализация промышленной политики может осуществляться по различным критериям. В 1990-е гг. и начале 2000-х гг. промышленная политика претерпевала большие изменения. Но одно направление было постоянным — либерализация экономики, и в конечном итоге это обернулось большими потерями.
Промышленная политика постиндустриального общества имеет свои особенности. Они обусловлены изменением роли промышленности в общественном воспроизводстве, новыми тенденциями в развитии производительных сил. Россия, как известно, страна поздней индустриализации, но она же и держава с запоздалой постиндустриализацией. Именно поэтому так актуальны сейчас вопросы модернизации, о неизбежности и необходимости которой говорят первые лица государства. Россия слишком прочно сидит на «нефтяной игле», что не позволяет ей осваивать высокие технологии и переходить к новому укладу. Модернизация назрела, она, можно сказать, выстрадана Россией. Именно поэтому научно обоснованная промышленная политика актуальна как никогда.
В последние годы разработка промышленной политики является ключевым направлением деятельности администрации отдельных регионов.
С учетом современных реалий были сформированы цели промышленной политики. Это выражается в ее целевой ориентации на инновационное развитие наукоемких, высокотехнологичных и иных прогрессивных производств. Это особенно актуально в условиях примитивизации и деградации промышленности, начавшейся в 1990-е гг., когда были утрачены многие передовые производства и даже целые подотрасли (например станкостроение). К сожалению, инновационный путь развития промышленности не стал определяющим. Механизм внедрения научных достижений в производство до сих пор несовершенен — предприятиям невыгодно заниматься нововведениями.
О роли промышленности в современном обществе говорят очень много, однако постиндустриальное общество — это прежде всего сфера услуг, телекоммуникации, информационные технологии. Промышленность как бы отодвинута на второй план, т.к. высокие технологии и наукоемкие производства позволяют с меньшей численностью занятых производить необходимую обществу продукцию. Общемировые тенденции развития экономики подтверждают положение об опережающем развитии сферы услуг, которая в развитых странах занимает до 70–80% ВНП.
Однако это отнюдь не означает призыва к безграничному секвестированию промышленности. Первостепенное значение при реализации промышленной политики имеет государственная поддержка субъектов промышленной деятельности. Она осуществляется в разных формах: финансовой, имущественной, информационной, консультационной. Финансовая поддержка — это субсидии, бюджетные инвестиции, государственные гарантии по обязательствам, льготы по налогообложению. Государственная поддержка промышленности — это система госзаказов.
Промышленная политика должна учитывать специфику тех или иных регионов. Это касается приграничного сотрудничества, использования местных энергетических ресурсов и т.д.
Итак, необходимость действенной промышленной политики в современном обществе очевидна. Промышленность приобретает новый облик, а модернизация призвана кардинально повысить ее научно-технический уровень. Государственное вмешательство — это не просто администрирование, а создание условий для эффективного хозяйствования, в том числе и в промышленности. Главное — осуществлять разумное регулирование и предотвращать негативные последствия развития с учетом требований нового технологического уклада.
Обратная связь между менеджментом и разработчиками промышленной политики — важнейший инструмент ее реализации. Заметим, что еще С.Ю. Витте, будучи министром финансов Российской империи, призывал буржуазию к большей профессиональной организованности и доведению своих нужд до сведения правительства. Это, по мнению С.Ю. Витте, одна из важнейших задач экономической политики.
Практические рекомендации, как следует из сказанного выше, — активное участие топ-менеджеров и руководителей российских компаний в разработке промышленной политики. Через различные структуры, включая общественные организации, необходимо оказывать действенное влияние на ключевые положения экономической, в том числе и промышленной политики. В противном случае положительные результаты в краткосрочном периоде могут обернуться серьезными потерями в среднесрочном и крахом компании в долгосрочном периоде.